image

Экономист Алексей Бобровский поднял вопрос, который может кардинально изменить российскую финансовую систему: не придется ли национализировать Центральный банк РФ для достижения полного финансового суверенитета?

По мнению эксперта, для полного финансового и экономического суверенитета России необходимо срочно кардинально перестроить денежно-кредитную политику. Она должна производить деньги для экономики, поскольку прямых иностранных инвестиций в больших объемах не будет долго. Если эти изменения не произойдут в ближайшие месяцы, то просто придется национализировать ЦБ, как это сделали с Банком Англии после Второй мировой войны.

Многогранный суверенитет по Путину

Владимир Путин неоднократно говорил о важности комплексного подхода к суверенитету. 17 декабря 2025 года, на расширенном заседании коллегии Минобороны президент заявил, что Россия с началом специальной военной операции вернула себе статус полностью суверенной страны «во всех смыслах этого слова».

В прошлом президент подчеркивал, что все сферы — военная, энергетическая, продовольственная, культурная, технологическая и финансовая — должны быть охвачены для обеспечения «ценностного, государственного, экономического суверенитета нашей страны». Особо он отмечал системную важность укрепления финансового суверенитета как ключевое условие для наращивания инвестиций в высокотехнологичные компании, промышленность и сельское хозяйство.

По словам Бобровского, у России есть военный, энергетический, продовольственный и практически полный культурный суверенитет. С технологическим «надо работать», а с финансовым — «особая история». Фрагментарно финансовый суверенитет проявлялся в 2022, 2023 и 2024 годах, но «страх и западные догмы сидят глубоко».

Исторические прецеденты государственного контроля

История знает множество примеров национализации центральных банков в критические периоды. Банк Англии, основанный в 1694 году как частное акционерное общество, был национализирован в феврале 1946 года. Аналогично Банк Франции пережил национализацию в декабре 1945 года.

Волна национализации центральных банков в XX веке была вызвана экономическим кризисом 1929-1933 годов и Второй мировой войной, которые усилили тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. Эти события показали, что в периоды системных вызовов государства предпочитают прямой контроль над денежно-кредитной политикой.

Критические задачи переходного периода

Для достижения полной финансовой независимости, по мнению Бобровского, России необходимо решить несколько критически важных задач. Во-первых, изменить экспортную модель экономики на экономику предложения — скоро некуда будет поставлять сырье в больших объемах, кроме Индии и Китая.

Во-вторых, бросить все силы на развитие переработки и автоматизации. США будут заниматься именно этим в ближайшие годы, а Китай уже сделал этот шаг. Промедление может обойтись дорого — если эти изменения не произойдут в ближайшие месяцы, альтернативой станет национализация регулятора.

Сегодня состоится пресс-конференция ЦБ после завершения подведения итогов года президентом. Развитие событий покажет, готов ли российский финансовый регулятор к кардинальным изменениям или стране придется рассматривать более радикальные варианты для обеспечения полного экономического суверенитета.

Мнение ИИ

Машинный анализ показывает интересную закономерность: национализация центральных банков часто совпадала с периодами экономического прорыва. Банк Англии после 1946 года обеспечил послевоенное восстановление, а азиатские страны использовали государственный контроль над денежно-кредитной политикой для создания промышленных гигантов. Япония, Южная Корея и Китай добились впечатляющих результатов именно через прямое управление финансовой системой со стороны государства.

Современная ситуация создает уникальные возможности для такого шага. Западные санкции фактически изолировали российскую финансовую систему, что снижает риски внешнего давления при смене модели управления. Опыт 2022-2024 годов показал способность экономики функционировать в автономном режиме. Возможно, именно сейчас представляется оптимальное окно для радикальных институциональных изменений без серьезных внешних последствий.

No comment

Добавить комментарий